Эл=P1*(Q2-Q1) * 100%
Q1*(P1+P2)
где Эл – эластичность спроса;
Q1– объем спроса до изменения цены;
Q2– объем спроса после изменения цены;
P1– первоначальная цена;
P2 – измененная цена.
Например, если цены меняются, а спрос существенно не меняется, то такое положение определяется как низкая эластичность спроса. Если даже небольшое изменение цен вызывает резкое изменение спроса и объемов продаж, то эта ситуация характеризуется как высокая эластичность спроса. Особая эластичность спроса наблюдается в отношении престижных товаров.
При этом важно изучение не только эластичности спроса на рынке в целом, но также и по каждому интересующему нашу фирму товару. Кроме того, важно определять перекрестную эластичность спроса, т.е. выяснять, как меняется спрос на товар А при определенном изменении цен на товар Б.
4.6. Изучение ценПри изучении рынка необходимо внимательно следить за уровнем и тенденцией изменения цен. Наиболее реальными и, следовательно, достоверными являются цены фактических сделок или контрактов крупнейших участников рынка. Однако в силу конфиденциальности этих документов получить информацию по контрактным ценам бывает довольно сложно или просто невозможно. В связи с этим используются биржевые котировки, цены аукционов, справочные и прейскурантные цены, публикуемые цены, сообщаемые в специальных источниках. Большое значение имеют публикуемые в специальной литературе (в частности, в России в журнале БИКИ) индексы цен на важнейшие товары российского экспорта и импорта.
Также анализу подвергаются факторы, определяющие уровень и динамику изменения цен. Это в первую очередь покупательная сила потребителей, издержки производства
и сбыта, степень конкуренции, государственное регулирование системы ценообразования, стадия жизненного цикла товара, курсы валют и многое другое.
Экспортерам весьма важно определиться с ценовой стратегией внедрения своих товаров на зарубежный рынок.
Во-первых, они могут придерживаться стратегии «снятия сливок», т.е. высокого уровня цен при поставке на рынок нового, технологически совершенного товара, прямого аналога которому пока еще нет, а затем постепенно снижать цены.